Специальная оценка условий труда

Кому требуется проведение Специальной Оценки Условий Труда?

Согласно Федеральному закону №426 от 01.01.2014 г. все* работники любого предприятия обязаны пройти специальную оценку условий труда. Оценка производится за счет работодателя.

* — исключением для проведения Специальной оценки являются только надомные работники, дистанционные работники или работники, вступившие в рабочие отношения с физическими лицами (не являющимися ИП).

Основная цель Специальной оценки – установление класса опасности рабочего места, для начисления льгот и компенсаций 

1 класс опасности – Оптимальные условия труда

Вредные и опасные факторы на рабочем месте отсутствуют,  создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

 2 класс опасности – Допустимые условия труда

Уровни вредных и опасных производственных факторов не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда

Этапы проведения СОУТ  типичны для любой организации, независимо от того, каким основным видом деятельности она занимается.

  1. Создание специализированной комиссии, ответственной за проведение СОУТ. В нее могут входить представитель профсоюза, специалист по охране труда, а также любые другие работники заказчика, главное, чтобы их общее количество было нечетным. В большинстве случаев это 3-5, реже 7 человек. Создание комиссии оформляется приказом по организации.

  2. Выбор специализированной организации – подрядчика, уполномоченной соответствующими разрешительными документами на проведение специальной оценки условий труда.

  3. Подготовка специализированной комиссией перечная рабочих мест, на которых будет проходить специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Как правило, для первичного расчета стоимости и сроков выполнения работ подрядчику предоставляется данный перечень.

  4. Заключение договора между подрядчиком и заказчиком на проведение работ по специальной оценке условий труда.

  5. Выезд экспертов подрядчика по графику, утвержденному в договоре для определения идентификации вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах. В случае, если фактор идентифицирован, проводится инструментальное измерение его параметров поверенными приборами.

  6. Параллельно замерам производится обмен информацией между заказчиком и подрядчиком и уточняются сведения  о предоставляемых работникам льготах, таких как досрочный выход на пенсию,  дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего дня; сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, об организации медицинских осмотров работников; сведения о проводящихся на предприятии инструктажах по охране труда

  7. Оформление отчета по специальной оценке условий труда, содержащего:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;

  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 Федерального закона (при наличии такого решения);

  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;

  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

8. Утверждение отчета комиссией. Если члены комиссии не имеют возражений против данных, отраженный в отчете, они ставят в отчете свои подписи. Отчет готов. Далее подрядчик передает упрощенную форму отчета в территориальную инспекцию по труду.

В итоге вся схема проведения СОУТ направлена на выявление вредных факторов, воздействующих на здоровье работника и присвоение классов условий труда. Комиссии остается принять решение, оставить все, как есть, либо принять мероприятия по улучшению условий труда. На практике заказчик либо тратит средства на повышенные отчисления в ФСС и ПФР, либо улучшает условия труда, защищая персонал от негативного воздействия факторов. Каждый работник под роспись обязан ознакомиться под роспись с условиями труда, в которых он работает. Поэтому очень важно стремиться к улучшению условий труда, обеспечивать работников необходимыми средствами защиты, а работник должен знать о возможных негативных воздействиях на свое здоровье окружающих факторов.

По закону специальную оценку условий труда необходимо повторять каждые 5 лет. Однако, если у вас поменялись условия труда, например произошла замена оборудования или перевод работника в другое помещение, то такие места должны проходить внеплановую оценку условий труда в течение 60 дней после соответствующего изменения.

Какие виды ответственности влечет за собой не проведение Специальной оценки условий труда!

 До 80 000 рублей  – Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее не проведение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000-10000 рублей, на юридических лиц — 60000-80000 рублей (КоАП, с 1 января 2014 года Статья 5.27.1 Нарушение законодательства о труде и об охране труда.)

 До 50 000 рублей – Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей. (КоАП, с 1 января 2014 года Статья 5.27.2 Нарушение законодательства о труде и об охране труда.)

 До 200 000 рублей  – Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложенеи административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (КоАП, с 1 января 2014 года Статья 19.5.23)

 Приостановление деятельности до 90 суток  – Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 статьи 5.27.1., лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (КоАП, с 1 января 2014 года Статья 5.27.5)

 Уголовная ответственность работодателя – Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (УК РФ, Статья 143. Нарушение требований охраны труда)

Комментарии:

Заявка
close slider

error: Content is protected !!